Основная информация

среда, 24 января 2024 г.

Норма в развитии звукопроизношения у детей

 




Результаты научных исследований показали, что в настоящее время в России быстро увеличивается количество детей, имеющих проблемы со звукопроизношением, что отрицательно влияет не только на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, общение со сверстниками, но и препятствует овладению связной речью, письмом и чтением.

Многие родители понимают значимость правильного произношения звуков, но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их ребенка являются возрастной нормой, а когда необходимо уже начинать коррекционную работу. В результате часто можно столкнуться с такими ситуациями, когда двух - трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», или наоборот упорно не замечают «каши во рту» пяти - шестилетнего ребенка и считают, что само всё исправится. Чтобы этого не происходило предлагаю познакомиться с алгоритмом появления звуков в речи ребенка.

Возрастные нормы произношения звуков.

Так как формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно, ребенок сначала усваивает те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

1,5 – 2 месяца.

Появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау». Гуление усложняется с включением согласных звуков – «гу» или «бу», «хо». Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.

12 месяцев.

Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба». К концу года появляются целые слова типа мама, папа, дядя. Ребенок четко произносит гласные: [а], [о], [у], согласные: [м], [б], [к], [г]. К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

2 года.

Дети начинают четко произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуком [и]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой». Активный словарь к 2-м годам составляет 300 - 400 слов.

2 – 3 года.

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

В этом возрасте ребёнок легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов.

3 – 4 года.

Постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»).

Ребенок осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложносочиненные предложения (На улице холодно и идёт дождь).

4 – 5 лет.

Ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов, например, в словах «утка», «аист», «облако». Может определить и назвать очередность звуков в слияниях: «ау», «уа», «иа».

В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче. В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов.

5 - 6 лет.

Шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой).

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

6 -7 лет.

Ребёнок правильно произносит любые звуки и строит предложения, в 7 лет появляется письменная речь.

Уважаемые родители!

Будьте внимательны, прислушивайтесь к речи своего ребенка! И если малыш произносит звук искажённо, заменяет на другой вместо нормативного или пропускает его, отказывается говорить, то, вне зависимости от возраста, необходимо срочно обратиться к специалисту. Не тяните время, не думайте, что пройдёт само.

Искажение звуков не проходит самостоятельно, а, наоборот, закрепляется в речи, что в дальнейшем усложняет коррекционную работу и значительно удлиняет ее сроки.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых ребенок растёт и развивается.

Последовательность появления звуков в речи ребенка.

Возраст

1-2 года

2-3 года

3-5 года

5-6 лет

Звуки

А, О, Э,

П, Б, М

И, Ы, У

Ф, В, Т,

Д, Н, К,

Г, Х, Й

С, З, Ц,

Ш, Ж,

Щ, Ч

Л, Р

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянное развитие

  Непрерывное профессиональное развитие помогает педагогам улучшить свое понимание того, как обеспечить эффективное образование, и гарантиру...