Результаты научных исследований показали, что в
настоящее время в России быстро увеличивается количество детей, имеющих
проблемы со звукопроизношением, что отрицательно влияет не только на
эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, общение со сверстниками, но и
препятствует овладению связной речью, письмом и чтением.
Многие
родители понимают значимость правильного произношения звуков, но не всегда
могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их ребенка
являются возрастной нормой, а когда необходимо уже начинать коррекционную
работу. В результате часто можно столкнуться с такими ситуациями, когда двух -
трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», или наоборот упорно не замечают
«каши во рту» пяти - шестилетнего ребенка и считают, что само всё исправится.
Чтобы этого не происходило предлагаю познакомиться с алгоритмом появления
звуков в речи ребенка.
Возрастные нормы произношения звуков.
Так как формирование звукопроизношения у детей
происходит постепенно, ребенок сначала усваивает те звуки, которые легки для
произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются
позднее.
1,5 – 2 месяца.
Появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау». Гуление усложняется с включением согласных звуков – «гу» или «бу», «хо». Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.
12 месяцев.
Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из
однозначных парных слогов: «мама», «баба». К концу года появляются целые слова
типа мама, папа, дядя. Ребенок четко произносит гласные: [а], [о], [у],
согласные: [м], [б], [к], [г]. К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно
произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить»,
«ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.
2 года.
Дети начинают четко произносить такие гласные звуки,
как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуком [и]; большинство
согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя
их более простыми в артикуляционном отношении звуками.
К двум годам ребенок должен освоить и четко
произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени
появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’],
[т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай
сок», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых
прилагательных: «хороший», «плохой», «большой». Активный словарь к 2-м годам
составляет 300 - 400 слов.
2 – 3 года.
До трех лет возрастной нормой считается смягчение
согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). К трем
годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’],
[з’], [л’].
В этом возрасте ребёнок легко запоминает и
рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные
грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов.
3 – 4 года.
Постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков
(в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко –
«дом»).
Ребенок осваивает йотированные звуки (например, в
словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения
звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].
К четырем годам большинство детей правильно произносит
свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.
Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает
пользоваться развернутой фразой, строить сложносочиненные предложения (На улице
холодно и идёт дождь).
4 – 5 лет.
Ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует
(различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з],
[з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш],
[ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет
ударный гласный в начале слов, например, в словах «утка», «аист», «облако».
Может определить и назвать очередность звуков в слияниях: «ау», «уа», «иа».
В этом возрасте речь становится правильнее,
разнообразнее, богаче. В ответах появляются первые сложноподчиненные
предложения. Активный словарь - 3000 слов.
5 - 6 лет.
Шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся
ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи.
Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки
[р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается
физиологической нормой).
К шести годам ребенок правильно произносит и
дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого
звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на
заданный звук.
6 -7 лет.
Ребёнок правильно произносит любые звуки и строит
предложения, в 7 лет появляется письменная речь.
Уважаемые родители!
Будьте внимательны, прислушивайтесь к речи своего
ребенка! И если малыш произносит звук искажённо, заменяет на другой вместо
нормативного или пропускает его, отказывается говорить, то, вне зависимости от
возраста, необходимо срочно обратиться к специалисту. Не тяните время, не
думайте, что пройдёт само.
Искажение звуков не проходит самостоятельно, а,
наоборот, закрепляется в речи, что в дальнейшем усложняет коррекционную работу
и значительно удлиняет ее сроки.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка –
это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов
и многих других людей, в окружении которых ребенок растёт и развивается.
Последовательность появления звуков в речи ребенка.
Возраст |
1-2 года |
2-3 года |
3-5 года |
5-6 лет |
Звуки |
А, О, Э, П, Б, М |
И, Ы, У Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й |
С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч |
Л, Р |
Комментариев нет:
Отправить комментарий