Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком
родного языка, становления и развития всех сторон речи. В дошкольном возрасте
расширяется круг общения детей, они становятся более самостоятельными и выходят
за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей
особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка
полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность
ребенка.
Очень часто случаются
перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша
настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту»
пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких
крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.
К 2 годам ребенок должен освоить и четко
произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени
появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’],
[т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
К 3 годам ребенок
осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
До
3 лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо
«шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте,
как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые
(вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).
В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых
согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и
произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в
словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения
звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются
более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как
й), [л’] или опускается и т.п.).
После 4 лет ребенок правильно произносит в
речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без
исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение
произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч])
произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в
свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук
[л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются
(это считается физиологической нормой).
К 6-7 годам
ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Задержка в
своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины,
мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки,
дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
Чем вы раньше
обратите внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно
сформируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков
звукопроизношения по мере роста ребёнка, т.к. они могут прочно закрепиться и
превратиться в стойкое нарушение.
Будьте
внимательны к своим детям! Любите их и старайтесь во время обращаться к
специалистам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий