Основная информация

среда, 24 января 2024 г.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?



 

Часто при первой встрече с родителями логопеды слышат один и тот же вопрос: «А зачем нужна артикуляционная гимнастика. Можно ли без нее обойтись?». 

 Что такое артикуляционная гимнастика? 

Артикуляционная гимнастика – это комплексы упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объем и силу движений, а третьи вырабатывают точность позы губ и языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Развитие происходит не только в статических упражнениях, которые преобладают, но и в динамических. Статические направлены на удержание языка, щек и губ в правильном положении, способствуют укреплению мышц артикуляционного аппарата; динамические развивают подвижность, переключаемость, координацию движений артикуляционных органов благодаря многократным повторениям действий языка и губ. 

Какова роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения?

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания. Начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Невмешательство в процесс формирования детской речи практически всегда ведет к проблемам. 

Зачем нужно делать артикуляционную гимнастику? 

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, следовательно, они, как и любые другие мышцы, поддаются тренировке. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Благодаря своевременному применению артикуляционных упражнений некоторые дети самостоятельно могут научиться говорить чисто, правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут готовы. Артикуляционная гимнастика также полезна детям с правильным, но вялым произношением. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Именно поэтому важно правильно и регулярно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. 

Как долго ждать результат? 

Это зависит от многих факторов. Главное, чтобы родитель понял тот факт, что логопедическая коррекция – это не минутное дело. Для того чтобы начать работать над коррекцией произношения отдельных звуков, нужно подготовить мышцы, научиться выполнять упражнения, иметь мотивацию. Важно понять, насколько готов артикуляционный аппарат ребенка к постановке звука. Один ребенок может быть полностью готов: ему достаточно будет показать правильное положение языка и губ при произнесении того или иного звука. В этом случае коррекционная работа пройдет достаточно быстро. У другого ребенка, например, слабые мышцы языка, достаточно слабая воздушная струя - в таком случае коррекционная работа займет более долгий период времени. В любом случае, при правильном и последовательном выполнении упражнений, при выполнении всех рекомендаций логопеда результат не заставит себя ждать. Артикуляционная гимнастика для детей будет иметь смысл и даст желаемый эффект только в случае ежедневного ее выполнения. 

Уважаемые родители, помните, что успех обучения детей во многом определяется Вашим участием в комплексе психолого-педагогических мероприятий! 

 

 Правила выполнения артикуляционной гимнастики

·       Проводите артикуляционную гимнастику регулярно. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз;

·       Упражнения выполняйте сидя перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. Следите за положением ребенка, сидя ребенок должен чувствовать себя комфортно.

·       Обязательно следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.

·       Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд.

·       Обязательно хвалите ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения- это уже результат.

·       Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения правильно «маленькими дозами»

·       Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики

 «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

 «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.

  «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.

 «Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

 «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все врёмя, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

 «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 4-5 р.

 «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».

 «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.

 «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.

 «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.

10.  «Парус» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубами в форме «паруса». Удерживать под счёт до 5-10 раз.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянное развитие

  Непрерывное профессиональное развитие помогает педагогам улучшить свое понимание того, как обеспечить эффективное образование, и гарантиру...